Во время посадки каждый старался занять хорошее место. С трудом нашли свободное купе, но двери закрывать нельзя, так как места ни за кем не закреплены и каждый имеет право садиться где хочет. Отправились ровно по расписанию – в 13.42.
Наш поезд
Кругобайкальская железная дорога
Всю дорогу пассажиры ходили по поезду, кричали, что-то искали, заглядывали в каждое купе. В каждом вагоне работал туалет, который не закрывался даже на станциях. Курить разрешалось только в тамбуре плацкартного вагона, где постоянно была открыта дверь на улицу. В поезде чисто, но вагоны старые, окна нигде не открываются. Со временем были открыты все двери в двух вагонах, возле которых стояли курильщики и желающие сфотографировать красивые виды Байкала.
Станция Маритуй
Дрезина – основной вид транспорта местных жителей
Чуть больше 80 километров Кругобайкальской железной дороги поезд проезжает за 5,5 часов, при этом делает остановки в деревнях примерно каждые 30 минут. Скорость поезда – максимум 20-30 км/ч. Однопутная железная дорога, раздваивающаяся только в населённых пунктах, проходит прямо по берегу Байкала. С другой стороны вплотную подходят высокие горы. Иногда горы спускаются прямо в озеро, в этом случае железная дорога идёт через туннель. На всём пути встретилось 20 туннелей длиной от 10 метров до километра. В вагонах освещение не предусмотрено, поэтому в туннелях очень темно. Если туннель застал во время перемещения по вагону, дальше приходится идти на ощупь, так как разглядеть ничего не возможно. Часто попадаются узкие мосты через реки и ручьи. На них поезд почти свисает над обрывом. Байкал местами очень глубокий, но через прозрачную воду дно видно везде.
На станции Маритуй (ровно половина пути) поезд стоял 50 минут (здесь машинисты отдыхают). Станция не отличается от других станций Кругобайкальской железной дороги, которые развитие цивилизации обошло стороной. Одноэтажные деревянные дома, отапливаемые дровами, разбросаны у подножия гор. Магазинов, кафе и других, необходимых для нормальной жизни, вещей здесь нет. Воду берут прямо из озера или из горных рек. Здесь почти ничего не растёт, кроме черемши и других таёжных трав. Прибытия поезда ждут часами, чтобы приобрести хлеб или молоко, но обычно всё распродаётся ещё в первую половину пути. Основной вид личного транспорта: дрезина, которые делают из мотоциклов. На них местные жители перемещаются из одного населённого пункта в другой, иногда прицепляясь к заднему вагону для экономии бензина. Единственный источник дохода – обслуживание железной дороги. Туризм здесь почему-то совсем отсутствует. Многие уезжают жить в города, поэтому некоторые дома стоят пустые. Иногда в населённых пунктах встречаются стоящие возле домов машины (обычно старые «Жигули»), которые попадают сюда зимой по льду Байкала. Каждую зиму происходят случаи попадания машин под лёд – здесь это событие считается обычным. Кроме кривых деревянных домов на некоторых станциях попадаются одиноко стоящие кирпичные дачные домики.
Кругобайкальская железная дорога
Примерно в 7 часов вечера прибыли на конечную станцию Байкал. Эта станция отличается от остальных наличием одноэтажной деревянной гостиницы, трёх маленьких магазинов и небольшого порта. На станции стоит паровоз – музейный экспонат. Раз в неделю по Кругобайкальской железной дороге ходит экскурсионный паровоз с вагонами, но ближайший был только через 5 дней.
Станция Байкал
Паровоз на станции
Станция Байкал
Река Ангара
Рядом на горе расположен старый маяк – одна из достопримечательностей посёлка. Здесь берёт начало Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала. Посреди реки из воды торчит Шаман-камень, который по легенде не даёт Ангаре убежать от Байкала. На другом берегу Ангары виднеется большой посёлок Листвянка, в котором имеются кафе и гостиницы. Оттуда начинаются многие туристические маршруты. Местность, как и везде на Байкале, горная. Ширина озера здесь около 50 километров, но другой берег хорошо виден, за счёт находящихся там высоких гор со снежными вершинами. Раньше железная дорога шла дальше в Иркутск по берегу Ангары, но после постройки Иркутского водохранилища она почти полностью ушла под воду.
Шаман-камень
Старые корабли Байкальского флота
Народу осталось мало, в основном туристы. Некоторые из них сразу начали искать способ переправиться через Ангару в Листвянку. Раз в несколько дней ходит специальный паром (ближайший через 2 дня), кроме этого, местные жители осуществляют переправу на моторной лодке за 150-200 рублей с человека. Если идти от станции по берегу, можно увидеть много гаражей для лодок, на которых написано «Переправа» и указан телефон. С другого берега назад вернуться трудно, поэтому мы договорились просто покататься по Ангаре. Нас провезли вокруг Шаман-камня, а потом отвезли к старым кораблям Байкальского флота (2 км от станции по Ангаре). За всё взяли 600 рублей. Хозяин лодки нас ждать не стал, так как ему срочно нужно было в баню, поэтому назад пришлось идти пешком.
Старые ржавые корабли Байкальского флота стояли вплотную друг к другу, поэтому можно было легко перепрыгнуть с одного на другой. Внутри был бардак, двери открывались со скрипом, пол хрустел под ногами. Казалось, откуда-нибудь выскочит привидение. Покинув это место, направились по берегу Ангары к станции. По пути кое-где встречались деревянные дома местных жителей и сараи для лодок с рельсами, идущими в воду (по этим рельсам спускают лодки). Не дойдя метров 500 до станции, свернули направо к маяку. После резкого подъёма (длина пути примерно 700 метров) оказались в лесу, где свернули налево и метров через 500 вышли к маяку. Отсюда хорошо видно Байкал, станцию и наш поезд. Уже солнце зашло за горизонт и стало холодно, хотя днём стояла жара (горный климат, Байкал находится на высоте 500 метров над уровнем моря). Здесь мы развели костёр и поужинали тем, что удалось приобрести в ближайшем магазине (с собой ничего не брали, рассчитывали на кафе).
Вечерний Байкал (вид с маяка)
Когда вернулись на станцию (примерно в 10 часов вечера), было уже совсем темно. Поезд отправляется только в 1.50, в вагон пускают за 20 минут до отправления, поэтому пришлось ждать на улице. Магазины уже закрылись, туристы, приехавшие с нами, куда-то ушли. Было очень тихо. Вокзала на станции нет, в деревянном здании с надписью «Байкалъ» располагаются комнаты отдыха сотрудников железной дороги и гостиница. Хотели посидеть в гостинице, но нас туда не пустили, так как только что там сделали уборку. Скоро стало очень холодно, на месте сидеть уже не получалось. Земля возле станции была выложена белоснежными камнями (которые видели в Бабушкине), в темноте они напоминали снег. Тепловоз ещё не успел остыть, и возле него было градуса на 3 теплее.
Часов в 11 машинист пригласил нас в тепловоз погреться. Там было тесно, но тепло и даже немного жарко. Оставшееся время провели в тепловозе. Примерно в 1.20 начали пускать в вагоны. Отапливался почему-то только плацкартный вагон. Свет в вагонах не появился, проводники с фонариками стали проверять билеты. В плацкартном вагоне было тепло, но душно, поэтому перешли в купейный, который немного нагревался от плацкартного.
Расскажите, пожалуйста, про Вашу машину
С уважением Виктор
Автор: Виктор Новосибирск
27.08.2010 17:58:38
Автомобиль 2008 года ВАЗ 2107 был куплен во Владивостоке за 120 тысяч рублей для совершения данного путешествия. Когда вернулись в Воронеж машину сразу продали за те же деньги. Подробнее можно узнать из отчёта.
Причина выбора данного средства передвижения - низкая стоимость, простота ремонта и 100% возможность продажи в центральной части страны. Машина полностью себя оправдала и ни разу не подвела.
Автор: Сеятель
15.10.2010 22:10:44
Ребята вы просто супер! Читала ваш отчет с огромным удовольствием.Очень давно мечтаю о путешествии на Байкал. С уважением Наталья.
29.10.2010 17:58:02
Респект и уважуха Вам.
Автор: Паша
05.12.2010 03:27:23
Уважаемый герой-путешественник! Совершенно случайно выскочил в инете ваш подробнейший отчет и до глубокой ночи невозможно было отказаться от соблазна "пропутешествовала" вместе с вами. То, что вы промчались по стране - это класс! Говорю со знанием дела, т.к. в 2009 году мною был совершен путь от Москвы до Томска и обратно. многое прочувствовано на собственной шкуре. Гайцев - немерено, денег хотели,сволочи, но! От меня не получили ни одной бумажки, все время приходилось вести разговоры (не выходя из машины ни разу!). Поскольку планировалась моя поездка заранее, то в каждом городе по маршруту была заказана гостиница и главное - выявлены музеи и усадьбы, в которых очень хотелось побывать. Всё удалось и восторг, конечно, неописуемый! Вы молодец, что так точно все подмечали и так дотошно все описали. Блеск! Жига ваша - умница! Но, скажу я вам, и моя "дэушка" (Матиз), 2004 года выпуска, тоже оказалась не промах, корейцам -пять баллов! А мне лично сколько надо поставить, оцените сами, учтя, что я - тоже "деушка" и совершала этот путь в-одиночку! Мало того, по возвращении в Москву, первый же столичный гаишник потребовал предъявить мой талон техосмотра и... о ужас! Он оказался просроченным на несколько месяцев!!! Гаец тутже снял номера...Вот и думай после всего этого - есть ли Бог на свете? С огромным приветом , Татьяна.
Автор: Таня З.
11.01.2011 03:36:48
Молодцы!!!!!
Автор: Игорь
05.02.2011 01:03:13
Очень интересный отчет о путешествии.Было очень приятно читать.
Автор: Антон
22.03.2011 23:21:09
Спасибо большое за рассказ, даже всплакнула перед фотографиями Приморского края (прожили там 7 лет), сама начинающий автопутешественник - Карелию и Соловки покоряли в в 2010, а езжу я на праворульной японке.
С П А С И Б О!!!
Автор: Люлик
07.04.2011 23:49:40
через неделю еду во владивосток за автобусом.туда поездом обратно своим ходом. ваш рассказ нетолько очень увлекательный но и познавательный огромное вам спасибо и всех вам благ
Автор: влад из перми
21.04.2011 22:08:19
Отличный , подробный рассказ , но некоторые замечания : 1) Что-ж вы ремнями не пристёгивались ? 2) Не совсем понятно , кто является участниками пробега ? Вы , Ваш сын - это понятно. Но кто ещё ? Спасибо !!!
Автор: ELO1998@mail.ru Игорь Москва
27.04.2011 01:32:29
молодцы конечно но я лучше опять по европе
Автор: dismember
17.05.2011 11:17:46
Хороший отчет! Но врете много!!!!!!!!!!!! Особенно про Вадивосток.
Автор: 25 регион
07.06.2011 05:26:35
МОЛОДЦЫ! ХОРОШИЙ ОТЧЕТ! МЫ СОБИРАЕМСЯ ИЗ ХАБАРОВСКА ДО ИРКУТСКА.КОЕ-ЧТО ПРИМИМ К СВЕДЕНИЮ.
Автор: ВЛАД
03.07.2011 18:51:59
Классный отчет,молодцы,что так подробно все описали,люди которые не имеют возможности так путешествовать хотя бы узнают,"что там за МКАДом",а для тех кто собирается проделать этот путь,ваше описание будет хорошим руководством в этом нелегком и увлекательном путешествии.Я сама с Владивостока,привет Вам с наших мест.
Автор: Виктория
03.07.2011 22:26:57
Большое спасибо за положительные отзывы!
Автор: Сеятель
04.12.2011 07:44:00
Шикарно. На следующий год хотим съездить.
Автор: Тимергалиевы
03.02.2012 03:25:49
Молодцы !!!
Автор: Николай
19.02.2012 19:44:02
Честь и хвала за отвагу и усердие!!! Огромное спасибо за отчет!!!
Автор: Сантос
23.02.2012 09:23:21
отлично!!!!
Автор: ангрен
12.03.2012 08:18:58
очень хорошее путешествие я в 2004 году автостопом путешествовал с благовещенска до улан-удэ
14.03.2012 14:26:33
Ну ребята, вы сила! впечатляет. Большое спасибо за подробное описание. Удачи и новых дорог и впечатлений.
Автор: Александр
20.09.2012 07:07:41
Так блин здорово ,сама очень люблю путешествовать ,пока только до Кубани ездила на своей старушке-молодушке .ей в этом году 30 лет и мы с ней сгоняли на юг...Какая -заграница .если Россию не видала...Очень ,люблю нашу землю-самая красивая планета ...
Автор: Ирина
05.10.2012 16:42:16
Супер!
Автор: Ирхин Г.В.
12.02.2013 06:17:18
Скучнее отзыва ещё не читал. Столько проехать и одни гостинницы , кафе и фото дорожных знаков... .
Автор: Евгений
01.03.2013 15:37:07
восторг и восхищение! мечта по жизни - из Владика до дома(10тыс.км)
Автор: Рома
25.12.2013 07:58:11
Путешествие супер, но по поводу первого указателя на Читу, это не первый указатель на Читу, на первом указателе на Читу 2174 км, а у вас 2160 км, откуда я это знаю, потому что я живу в Хабаровске с 1995 года и указатель на Читу находится недалеко от моего дома, так путешествие отличное!
Автор: Илья
26.03.2014 20:13:59
Ребята просто молодцы! Отличное путешествие и это и русский север 2010! Все просто супер! Захотелось с вами в 2 машины куда н-ть съездить!
Автор: Алексей
01.04.2014 15:54:29
Спасибо всем за положительные отзывы!
Для Алексея: в такие дальние путешествия ездить перестали, ситуация изменилась. Теперь только небольшие поездки по городам и заграницу через турфирмы.
Автор: Сеятель
06.05.2015 17:13:51
шикарный обзор
Автор: ПВ
07.06.2015 21:40:00
реально молодцы фото отчет супер
Автор: сергей крым
07.06.2015 21:41:53
вопрос по бензину ведь можно не подрасчитать с заправками
Автор: сергей крым
07.06.2015 21:41:58
вопрос по бензину ведь можно не подрасчитать с заправками
Автор: сергей крым
11.07.2015 15:25:28
Если заправляться при каждой возможности, тогда проблем не будет. Даже тогда заправки были как минимум каждые 50-100 км, а теперь скорее всего ещё больше.