Проехав между нависшими над дорогой двадцатиметровыми скалами, преодолев по мосту пролив Широкая Салма и бурную реку Чуна, увидели на горизонте скрывающиеся в облаках снежные вершины Хибин. Далее по указателю повернули на Апатиты, которые расположены у подножия гор. Надежда была найти туристический центр в живописном месте и там пообедать.
|
Скалы над дорогой |
Ровная, местами трёхполосная, дорога снова пересекла живописное озеро Экостровская Имандра. Впереди на фоне пасмурного неба белели горы. Через 20 минут въехали в Апатиты. Город состоит из серых панельных домов и огромных заводов по обработке апатитов. Апатит – минерал, из которого добывают фосфор, а также его используют в металлургии. Над городом возвышаются тундровые горы со снежными вершинами – Хибины. Высота гор до 1200 метров, но в северных широтах этого достаточно, чтобы на вершинах постоянно лежал снег. В связи с холодом, на склонах гор отсутствуют даже карликовые леса, поэтому они покрыты тундровым мхом. Горы так и называются – Хибинские тундры.
|
Озеро Экостровская Имандра |
|
Хибины на горизонте |
Огромные заводы по переработке руды и негостеприимные горы – это совсем не то, чего мы ожидали от Хибин, поэтому поехали дальше в следующий город – Кировск, находящийся примерно в 10 километрах отсюда. Машин по пути было в несколько раз больше, чем на трассе в Мурманск, это оставляло надежду впереди увидеть какой-нибудь красивый горнолыжный курорт, тем более по пути встречалась информация о курортах.
|
Город Апатиты |
|
Хибины и озеро Большой Вудъявр |
Часть Кировска расположилась у подножия гор, где возле дороги стоит красивый современный храм. Далее дорога идёт на гору, откуда открывается прекрасный вид на бескрайнюю зелёную равнину. В верхней части города находится восьмиэтажное розовое здание акционерного общества «Апатит», которому недавно исполнилось 80 лет. Рядом находится пруд с фонтаном. Дальше дорога снова резко спускается вниз и открывается вид на озеро Большой Вудъявр, окружённое крутыми склонами снежных гор. Здесь на перекрёстке поехали прямо по указателю на горнолыжный комплекс Кукисвумчорр. Объехали справа озеро, и попали в ещё один район города, состоящий, как и основная часть Кировска, из пятиэтажных домов. Проехав гаражи, упёрлись в Кировский рудник, где был виден процесс добычи апатитов. Вернувшись назад, проехали по другой дороге, которая привела к заброшенному лыжному трамплину. Сколько мы ни ездили, туристический центр с канатными дорогами, кафе и смотровыми площадками найти не удавалось. Упирались только в огромные мрачные заводы, окружённые суровыми горами. Но природа подсказывала, что где-то рядом должны открыться живописные виды.
|
Кировский рудник |
В последней надежде найти хотя бы кафе, вернулись в Апатиты и оттуда свернули в сторону железнодорожной станции Хибины. Узкая асфальтированная дорога шла по плоской болотистой равнине с низким лиственным лесом, справа возвышались горы. Километров через 10 дорога неожиданно кончилась, и мы оказались в совершенно диких местах посреди Кольского полуострова недалеко от отстойников заводов. Температура воздуха опустилась до +6 градусов, из машины уже трудно было выйти. Решив больше не испытывать судьбу, вернулись на трассу, где до Мурманска оставалось всего 160 километров.
Лес становился всё ниже и реже, вскоре он совсем исчез. Началась серая тундра с карликовыми берёзами, высотой не более метра. Кое-где ландшафт разукрашивал разноцветный тундровый мох. Справа виднелись Хибины, слева хребет Монче Тундра. Проехали горное озеро Нидъявр, на горизонте появился Мончегорск с дымящимися трубами заводов. Здесь исчезли даже карликовые деревья, всё вокруг было покрыто большими лужами и болотами. Везде были натянуты линии электропередач.
|
Трасса перед Мончегорском |
|
Мончегорская тундра |
Как только Мончегорск остался позади, снова появился невысокий смешанный лес, который тянулся уже до самого Мурманска. В лесу на каменистой почве встречались огромные болота, кое-где попадались круглые озёра. Горы исчезли, появились холмы, между которыми петляла узкая, но идеально ровная дорога. Местность напоминала северную Карелию. После большой развязки возле Оленегорска, проехали поворот в деревню Лапландия, находящуюся в Лапландском заповеднике, где живёт самый северный из российских Дедов Морозов. Посещать эту достопримечательность в июне не совсем правильно, поэтому заезжать не стали.
Небо постепенно очистилось и выглянуло солнце, сразу стало теплее. Постепенно облака совсем исчезли. Перед Мурманском появились невысокие горы – сопки, покрытые низким и редким лесом. На маленьких берёзах (не более 5 метров высотой) только начинали распускаться листья, хотя была уже середина июня.
|
Трасса перед Мурманском |
Почти в 8 вечера подъехали к основной цели нашего путешествия – городу Мурманску и оказались на Ленинградском шоссе. Навигатор показывал 68 градусов 53 минуты северной широты и 33 градуса 6 минут восточной долготы. Мурманск – очень молодой город, основан в 1915 году. Первоначально он назывался Романов-на-Мурмане и был последним городом, основанным в Российской империи. Мурманом в древности называли норвежцев, а потом стали называть и весь Кольский полуостров, откуда они прибывали. Население города – более 300 тысяч человек, это самый большой город мира за полярным кругом, расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты. Это также самый северный город-герой и основной порт северной части России. Город расположен на нескольких сопках и имеет перепады высот более 100 метров.
|
Вид на Мурманск от гостиницы «Огни Мурманска» |
|
Кольский проспект |
Первым делом поехали искать гостиницу. Справа от Ленинградского шоссе (дорога является окружной города и ведёт в Североморск) на горе внимание привлекла гостиница «Огни Мурманска», к которой ведёт улица с одноимённым названием. От гостиницы открывается прекрасный вид на окружённый зелёными сопками город, который узкой полосой растянулся по берегу Кольского залива Баренцева моря. Вдали залив, проходя через два, перекинувших его, моста, огибает старинный город Кола и скрывается среди гор. Море отсюда не видно, поскольку до него около 40 километров.
|
Центр города |
|
Памятник морякам и Кольский залив |